?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Типы красок, часть 2

ЖЖ что-то совсем не жужжал последние пару дней, так что обещанная вторая часть выходит с задержкой.

Продолжая начатую тему про типы красок, в этом посте я немного углублюсь в разные виды эмульсионных (особенно водоэмульсионных) красок и попробую разобраться, что за зверь такой АКАН. Но прежде чем начать вторую часть повествования о современных достижениях лакокрасочной индустрии, надо подчеркнуть основной тезис, на котором все закончилось в первой части. Итак, большая часть красок, с которыми мы имеем дело, являются эмульсионными. А что такое эмульсия? Это однородная композиция 2-х несмешиваемых жидкостей.




Например, эмульсией является молоко (на фото выше): в нем частички жира равномерно распределены в воде. В современных синтетических красках главной частью композиции является какой-нибудь полимер: акрилаты для акриловых красок или алкидные лаки для эмалевых. Эти частички полимера смешаны в эмульсию с разбавителем: водой, спиртами, уайт-спиритом, толуолом и многими другими; все не перечислить, но их можно разделить на полярные и неполярные. При застывании краски частички полимерной эмульсии "слипаются", образуя прочную полимерную пленку. И вот тут есть одна деталь, которую я в прошлом посте упомянуть забыл.

Оптические характеристики эмульсии радикально отличаются от оптических характеристик пленки высохшего красочного покрытия. Например, акрилаты ценятся именно за то, что образуемая ими пленка прозрачна почти как стекло - вспомните плексиглас, который как раз и является акриловым пластиком. Но в состоянии эмульсии частички полимера образуют мутную полупрозрачную жидкость, смахивающую на плохой самогон (там, кстати, тоже эмульсия сивушных масел). Эта эмульсия визуально изменяет цвет пигмента. Как минимум, жидкая краска воспринимается более светлой. В худших случаях эмульсия также нарушает оттенок: делает краску визуально холоднее или теплее, добавляет желтизны или синевы.



Отсюда следует важнейшее правило при работе с эмульсионными красками: никогда не судите о цвете по жидкой краске! При высыхании из-за изменения оптических свойств пленки все эмульсионные краски как минимум немного темнеют, становятся ярче и контрастнее. Финишные лаки, которые в жидком состоянии часто мутные, наоборот, становятся прозрачными. Есть, конечно, и исключения вроде прозрачных лаков или дисперсионных красок и основ, где замутнение жидкости вызывается не эмульсией, а наличием непрозрачных пигментных или абразивных частиц. Но предсказать, что именно сказывается на цвете, на практике невозможно, не попробовав. Не поленитесь изготовить палитру при работе со смешиваемыми красками. Никогда не упускайте случая поэкспериментировать с краской перед ее практическим использованием.

Вот теперь с чистой совестью рассуждения про эмульсионные краски можно продолжить.

Среди эмульсионных красок для моделизма выделяются краски, специально разработанные для нанесения кистью. В частности, это краски Citadel, торговая марка компании Games Workshop, известной по серии настольных игр Warhammer:



Эти краски являются, пожалуй, лучшим выбором для работы кистью: они обладают хорошей укрывистостью (которая, правда, меняется от цвета к цвету), сравнительно высокой концентрацией пигмента и дают тонкую и ровную пленку без следов мазка кисти. Отдельных теплых слов за исключительно тонкодисперсный и ровный пигмент заслуживают металлики Citadel. Собственно производитель красок Citadel меняется год от года, и я не возьмусь сказать, кто произвел краску, которую вы приобрели. К сожалению, со сменой производителя меняется и качество, оно плывет от партии к партии вплоть до изменения оттенка. Поэтому краски Citadel не рекомендуется использовать в качестве основных тонов, но яркие и основные цвета (черный, белый, желтый, красный, оранжевый и т.п.), не требующие высокой степени соответствия для тонкой росписи фигурок и деталей использовать вполне допустимо. На большой площади я бы рекомендовал пользоваться другими красками - иначе несоответствие будет бросаться в глаза. Но на большой площади кистью вообще лучше не работать.

С точки зрения состава эти краски являются водоэмульсионными акрилами, растворяются, соответственно, водой (лучше кипяченой). Но есть тонкость: в отличие от акрилов Tamiya они разбавлены не спиртовой композицией, а водой с довольно высоким содержанием ретардера (пропиленгликоля). В хозяйстве аналогом такого разбавителя является автомобильная незамерзайка, тосол. К сожалению, в автомобильный тосол добавляют краситель для его визуального отличия по концентрации, что не позволяет его использовать для разведения краски. Но этиленгликоля (более ядовитый аналог фирменного ретардера) там по ГОСТу должно быть много: 40 или 65% (цифра в маркировке тосола), так что по каплям его вполне допустимо добавлять к воде при разведении красок для кисти. Думаю, не нужно напоминать, что этиленгликоль не стоит принимать внутрь.

Еще одним маленьким секретом является наличие в составе красок Citadel поверхностно-активных веществ: лаурилсульфатов. Лаурилсульфат натрия - основной "мыльный" компонент стиральных порошков, шампуней и жидкости для мытья посуды. Он снижает поверхностное натяжение воды, способствуя улучшению растекаемости краски, расщепляет жиры. Миниатюрная - на кончике иглы - капля жидкости для мытья посуды при работе с водоэмульсионными красками заметно улучшит качество покрытия.

Отдельно ото всех модельных красок поставили себя краски АКАН.



Особые усилия производителя были направлены на то, чтобы напустить побольше туману в рецептуру своих красок. Существуют 2 основных серии: водорастворимые "акрилат-латексные" и "акрилат-уретановые", которые растворяются промышленными растворителями. Начнем с "акрилат-латексных".

К латексу, который в строгом понимании является природным каучуком, эти краски не имеют никакого отношения. Это опять калька с английского, где латексом часто называют разного рода "resins", а "resin" называют пластмассы неполной полимеризации в отличие от "plastic", который в английской терминологии отвечает полностью полимеризованному полимеру. Оставив в стороне трудности перевода, отмечаем, что "акрилат-латексные" краски АКАН являются банальными водоэмульсионными акрилами, сходными по рецептуре с вышеописанными красками Citadel.

Я не буду комментировать заявленную точность цвета красок АКАН; ничего сверхординарного в ней нет. Имея колориметр и тестовые патчи разных красок, можно подобрать рецептуры смешивания любого тона с использованием Фотошопа и такой-то матери. Вероятно, именно таким путем производители АКАНа и пошли: есть оборудование для точных цветопроб и рецептура смешивания. А в качестве основы выступает водоэмульсионная краска.

С качеством водной эмульсии у АКАНа есть некоторые проблемы. Она не отличается высокой однородностью и почти не содержит ретардера. Это эмульсия на чистой (скорее, технической) воде, без присадок. Поэтому водоэмульсионка АКАН сохнет сравнительно долго, но зато дает ровный слой. Большое содержание воды играет плохую шутку: в красках невысока концентрация пигмента, и они обладают невысокой укрывистостью. Поэтому их приходится наносить в несколько слоев с промежуточной просушкой. Они хорошо подходят для работы кистью, но не столь хороши для аэрографа.

Как и любая водоэмульсионная краска, АКАН вполне себе разводится тамиевскими растворителями для акрила на основе изопропанола, и при этом лучше сохнет. Для разведения пригоден и растворитель для лаков на основе ацетона, правда невысокое содержание пигмента делает разведенную краску ну совсем уж жиденькой. Так что на угрожающие надписи про "растворять только водой не более чем на 5%" можно не обращать внимания. Просто там уже и растворять-то нечего, краска низкой концентрации. А так - любые спирты, альдегиды, ацетон и полярные растворители далее по списку.

"Акрил-уретановые" краски АКАН - это совсем отдельная песня по замутнению сознания. Начнем с того, что уретан (он же карбамид; это целая группа веществ, которые получают из мочевины) является связующим веществом в процессе полимеризации. Это вещество, которое связывает цепочки молекул полимера, при этом может замещаться. Вот так (если вам что-то это говорит):



На формулах выше в правом верхнем углу уретан. В нижнем ряду показан повторяющийся фрагмент полимерной цепочки, которая получается при реакции уретана с мономером. Этот пластик называется полиуретаном. Полиуретаном называется ЛЮБОЙ полимер, в цепочку которого входит уретановая группа. В частности, некоторые акриловые полимеры.

На пальцах, не углубляясь в дебри органической химии строения полиэфиров, в чем я не специалист, "акрил-уретановая" краска - это та же фталевая эмульсионная краска, типа той, которая используется в эмалевых рецетурах Tamiya. Только разведена эта эмаль толуолом или бутилацетатом, то есть веществом, которое используется как модельный клей. При добавлении к ней уретансодержащего отвердителя она полностью полимеризуется, образуя нерастворимое химически стойкое красочное покрытие.

Уф! Все равно непонятно получается. Ну попробую просто описать свойства эмалей АКАН. Свойства эти предельно просты: они очень сходны с эмалями Tamiya. То есть имеют хорошую укрывистость и растекаемость, дают тонкий непрозрачный слой. Разбавителем эмульсии выступает агрессивное для пластика вещество типа бутилацетата, растворяющее модельный полистирол. Родом эти краски из автомобильного производства, и изначально они были предназначены для работы по загрунтованному металлу. Эти эмали ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интегрируются в поверхностный слой окрашиваемого пластика, смывать их довольно сложно, и не всегда возможно без повреждения поверхности пластика. Пробуйте абсолютизированный изопропиловый спирт - срабатывает, если краска не окончательно высохла. Думаю, никому в голову не придет смывать красочное покрытие модельным клеем или едким натром?

Работать можно безо всякого грунта. Разводятся они смесевыми растворителями типа №646 или №647 с высоким содержанием толуола. А поскольку эти растворители тоже не очень терпимы к полистиролу, ошибок АКАН не прощает. Слой одного цвета поверх другого тоже приваривается намертво. Так что ошибки устраняются только перекрашиванием поверх.

Особенностью этих красок является возможность полной полимеризации, то есть получения финишного слоя красочного покрытия, которое будет устойчиво к растворителям. Это делается добавлением к краске отвердителя. Насколько мне известно, это единственная 2-компонентная краска, используемая в моделизме. И вот здесь надо проявлять крайнюю осторожность, поскольку полимеризация краски начинается сразу после добавления отвердителя. Краска сначала чуть разжижается, а потом начинает быстро загустевать. Если сгусток краски останется в сопле аэрографа и там окончательно полимеризуется, вы не сможете прочистить это сопло никаким растворителем!

Если вам повезет, кусочек полимера можно удалить механически, выбить из сопла тонкой иглой. Полностью полимеризованный полиуретан имеет высокую твердость, устойчив к воде, кислотам, большинству известных органических растворителей. Так что решайте сами, стоит ли овчинка выделки. Используя 2-компонентные краски, вы можете получить покрытие, равное по стойкости красочному слою автомобиля. Только вот автомобили красят никак не аэрографами и не кистью, это промышленный процесс, который (мое личное мнение) в домашние условия без крайней надобности лучше не переносить. Если очень-очень хочется, обзаведитесь аэрографом с внешним смешиванием - он проще очищается.

Без отвердителя и агрессивного разбавителя "акрил-уретановые" эмали АКАН были бы предельно похожи по свойствам на эмалевые краски Tamiya. И поэтому я в работе для АКАНа не вижу ниши: ядреные ядовитые растворители, сложность исправления ошибок, вполне номинальный пигмент и - кстати - довольно грубые металлики. АКАН непригоден для вспомогательных работ - использование для разведения таких сильных растворителей не позволяет проводить ими смывку (она навсегда интегрируется в красочный слой), работать сухой кистью. Но это, конечно, мое личное мнение. У АКАНа есть и свои поклонники. Среди преимуществ (это относится только к "акрил-уретановым" эмалям, используемым без отвердителя) можно отметить хорошую укрывистость, великолепную - насмерть - адгезию к пластику и сравнительно низкий расход. Точность цветов - вопрос неоднозначный. Если вы считаете, что это очень важно и покрывает недостатки - пользуйтесь. Но на практике вы можете получить вполне приемлемую точность на фирменных цветах многих производителей, которые не столь беспощадны в применении.

Конечно, в природе существует огромное множество других акриловых и эмалевых эмульсионных красок. Почетного упоминания заслуживают краски Model Master, Testors, Hansa и многие другие. Перечислять их особенности здесь большого смысла нет - все они относятся к одному из 2-х вышеописанных типов эмульсионных красок и ведут себя аналогичным образом. Да и не сложилось у меня как-то с ними, не так-то просто их достать в Москве.

Третья часть будет посвящена наконец-то нитроэмалям и поливинилацетатам, которые не столь специфичны, как все отдельные типы красок, описанные выше.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
v_albrekht
Apr. 7th, 2011 06:34 am (UTC)
С трудом, но мозг на место начинает вставать))))) Спасибо за подробные объяснения!
kfmut
Apr. 9th, 2011 09:31 am (UTC)
Гм-м, похоже это самое подробное объяснение по АКАНам, которое я когда-либо видел! Откуда такие фундаментальные знания по краскам?

>Как и любая водоэмульсионная краска, АКАН вполне себе разводится тамиевскими растворителями для акрила на основе изопропанола, и при этом лучше сохнет. Для разведения пригоден и растворитель для лаков на основе ацетона, правда невысокое содержание пигмента делает разведенную краску ну совсем уж жиденькой. Так что на угрожающие надписи про "растворять только водой не более чем на 5%" можно не обращать внимания. Просто там уже и растворять-то нечего, краска низкой концентрации.

а можно как-нибудь победить АКАНовкую проблему "акрил-латексных" красок с их малым диапазоном степени разведения, когда разница между нормальной консистенцией краски и слишком жидко буквально заключается в нескольких каплях воды на 0.5-1мл краски, при этом распылённая из аэра краска начинает бодро собираться на поверхности в капельки? Или это общее свойство водоэмульсионных акрилов? Хотя, например, за GW-шной Цитаделью я такого не припоминаю...
plasticmodelman
Apr. 10th, 2011 06:01 pm (UTC)
> Откуда такие фундаментальные знания по краскам?

От жадности вперемешку с любопытством. :) Мне всегда казалось, что должны существовать какие-то простые принципы, применимые ко всем краскам, чтобы не покупать фирменные разбавители по завышенным ценам. С помощью знакомых химиков-теоретиков я их, вроде бы, нашел.

> а можно как-нибудь победить АКАНовкую проблему "акрил-латексных" красок с их малым диапазоном степени разведения, когда разница между нормальной консистенцией краски и слишком жидко буквально заключается в нескольких каплях воды на 0.5-1мл краски, при этом распылённая из аэра краска начинает бодро собираться на поверхности в капельки? Или это общее свойство водоэмульсионных акрилов?

Да нет, это не общее войство водоэмульсионки. Я говорил, что с качеством эмульсии у АКАНов проблемы. Там, похоже, техническая вода, а не дистиллят. Это уже не химия, а физика: плохая смачиваемость пластика, плохая текучесть. Чуть лучше на грунте. Бороться с проблемой разведения при имеющихся концентрациях никак. Растекаемость и смачиваемость можно улучшить двумя способами:

1. 5-10 капель глицерина или этилен/пропилен-гликоля (или любого фирменного ретардера для акрила) вместе с водой и 1 каплю ПАВ (жидкости для мытья посуды). Улучшит растекаемость, но замедлит высыхание.

2. Разведение толуолом (растворитель №647 состоит из него наполовину). Начнет лучше смачивать пластик и грунт, быстрее сохнуть, но растекаемость не улучшится.

В зависимости от того, что больше нужно. Теоретически можно комбинировать, но на практике для этого недостаточна концентрация пигмента.
kfmut
Apr. 10th, 2011 09:24 pm (UTC)
Понятно-понятно, хотя, вроде, когда я пробовал АКАН и разводил 647-ым его, то он у меня толи выпал в осадок, толи взвесь образовалась... Вообщем, ну его в баню.

Спасибо за консультацию!
imorl
Apr. 10th, 2011 07:01 am (UTC)
Скажите, есть какой-то похожий - очень качественный и интересный обзор эмалевых красок от Revell? Просто у меня наибольший выбор и легкий доступ именно к их краскам. Окрасил ими свою первую модель парусного корабля, работал и кистью, и аэрографом и был вполне доволен результатом.

Но дело в том, что в первой модели вообще не использовал продвинутые техники, как пигменты, смывка, weathering и так далее - просто красил, упор делал на рангоут и такелаж. Сейчас работаю над моделью танка, там хочу уже начать экспериментировать с продвинутыми техниками окраски и мне интересно, есть ли какие-нибудь подводные камни у красок от Revell, с которыми, возможно, придётся столкнуться.
plasticmodelman
Apr. 10th, 2011 05:47 pm (UTC)
Эмали Revell являются обычными алкидными эмульсионными эмалевыми красками, и на них распространяется все, что я сказал про эмалевые краски в предыдущем посте. Подводных камней там не ожидается. Есть только некоторая специфика: в отличие от эмалей Tamiya, Revell использует в качестве разбавителя эмульсии синтетический аналог скипидара, а не композицию на основе уайт-спирита. Это не мешает их разводить уайт-спиритом, но лучше в отдельной емкости. В фирменную баночку (вот именно за них я ревелловскую эмаль ненавижу в первую очередь) уайт-спирит лучше не подливать, а пользоваться скипидаром.

У Ревелла, насколько помню, - очень редко их использую - эмаль сравнительно густая, отличается высокой концентрацией алкидной основы. Но принципы работы с эмалями к ним применимы в полной мере.
imorl
Apr. 10th, 2011 08:08 pm (UTC)
Ага. Спасибо огромное!
( 7 comments — Leave a comment )